Остерегайтесь незаконных проверок объектов потребительского рынка

Остерегайтесь незаконных проверок объектов потребительского рынка

В связи с участившимися случаями проведения незаконных проверочных мероприятий со стороны общественных организаций сообщаем следующую информацию.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. 2300-1 (с изменениями и дополнениями) определено право общественных организаций потребителей в области защиты прав потребителей.

Общественные организации потребителей проводят проверки хозяйствующих субъектов для уточнения фактов по жалобам потребителей, а также по утвержденному плану работы. При этом в последнем случае общественная организация самостоятельна в планировании и организации таких проверок, выборе объекта для проверки и сроков их проведения, количестве и составе проверяющих.

При проведении проверки необходимо присутствие руководителя хозяйствующего субъекта или его собственника, которому председатель комиссии предъявляет распорядительный документ, дающий право на проведение проверки, разъясняет ее цель и задачи. Кроме того, общественные организации потребителей могут быть привлечены к совместным проверкам федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), органами местного самоуправления, другими контролирующими органами.

Проверяя соблюдение хозяйствующими субъектами требований ФЗ «О защите прав потребителей» о предоставлении потребителям необходимой и достоверной информации, следует иметь в виду, что ст.ст.9 и 10 этого закона определяют перечень информации, предоставляемой об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах). При этом от производителя (изготовителя, продавца) не требуется предоставления оригинала соответствующих документов. Информация может доводиться через маркировку, в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках или иным способом, применяемым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

Таким образом, общественные организации потребителей вправе проверять соблюдение прав потребителей при предоставлении информации, но законодательство не наделяет общественные организации правом требовать предоставления документов и проверять деятельность хозяйствующих субъектов, а также правами по контролю деятельности изготовителей товаров и исполнителей услуг, и тем более применением каких-то правовых мер административного характера в случае обнаружения нарушений. Общественные организации не вправе составлять протоколы об административных правонарушениях и налагать штрафы.

Законодательством не предусмотрено право общественных организаций потребителей на проведение контрольных закупок товаров, обследование ими складских, подсобных и прочих помещений, изъятие для проведения анализа имеющейся продукции. Эти полномочия, а также осуществление контроля соблюдения государственных стандартов, санитарных правил и норм возложено на Минэкономразвития России, Госстандарт России, Минздрав России, другие федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на то федеральными законами.

По результатам проверок общественные организации вправе составлять акты, в которых фиксируются выявленные нарушения. Форма актов определяется организациями самостоятельно. Акты могут быть направлены для рассмотрения в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления. Возможность вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении прав потребителей, является правом, а не обязанностью общественных организаций потребителей.

Представляется, что основная цель проверок, проводимых общественными организациями потребителей своевременное устранение нарушений прав потребителей. Поэтому в каждом конкретном случае следует учитывать целесообразность внесения таких материалов в упомянутые органы государственной власти с учетом общественной опасности нарушения, ущерба, причиненного потребителям, добровольности и оперативности устранения нарушения прав потребителей.

Если спор в добровольном порядке урегулировать невозможно, либо требования потребителей носят имущественный характер, то в соответствии со ст.46 ФЗ «О защите прав потребителей» общественные организации вправе обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

Таким образом, в соответствии с законодательством РФ общественные организации потребителей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав и интересов потребителей с применением соответствующих мер общественного воздействия на изготовителя (исполнителя, продавца). Причем действенной мерой является разъяснительная и просветительская работа среди предпринимательских структур и граждан-потребителей, консультирование, оказание помощи в составлении искового заявления и сопровождении дел при судебной защите, широкое информирование населения через средства массовой информации о правах потребителей, внедрение потребительского образования в учебных заведениях.

Отдел по вопросам потребительского рынка

и развития предпринимательства