О социально-экономическом развитии города Балаково и приоритетных направлениях бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов
Выступление и.о. главы администрации МО г.Балаково А.В. Балукова на публичных слушаниях по проекту бюджета муниципального образования город Балаково на 2013 год и плановый период 2014-2015гг.
В целях подготовки проекта бюджета муниципального образования город Балаково на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов разработаны основные направления бюджетной и налоговой политики.
Основные задачи в предстоящем трехлетнем периоде нацелены на обеспечение социальной и экономической стабильности города Балаково. В основу плана социально-экономического развития города Балаково и бюджета города положен сценарий умеренно-оптимистического развития экономики муниципального образования на предстоящий среднесрочный период.
Ожидаемая оценка исполнения основных показателей экономики муниципального образования город Балаково в 2012 году сложилась на основании достигнутых результатов в январе-октябре 2012 года:
Положительные тенденции социально-экономического развития муниципального образования город Балаково в январе-октябре 2012 года (в % к январю-октябрю 2011 года):
· — среднемесячная начисленная заработная плата по крупным и средним организациям возросла на 17,3% (МО г. Балаково – «январь – октябрь 2012 года заработная плата составила 18054 рубля; январь – октябрь 2011 года — 15395 рублей»; Саратовская область – «заработная плата по полному кругу предприятий -18199 рублей»);
- — реальная заработная плата — на 12,9%;
· — объем работ в строительстве — на 26,2% (Рост обеспечивают ЗАО «Штрабак» и филиал ООО «Альфа-инженеринг и Констракшен», ведется строительство завода «Балаково Северсталь»);
· — ввод жилых домов увеличился на 31,0%;
· — объем отгруженной продукции – на 6,6%;
· — объем платных услуг населению — на 6,8%;
· — оборот розничной торговли — на 10,6%;
· — объем инвестиций в основной капитал — на 28,7%;
· — уровень регистрируемой безработицы уменьшился с 0,7% на начало декабря 2011г. до 0,6% на начало декабря 2012 г.
Отрицательные тенденции в январе-октябре 2012 года (в % к январю-октябрю 2011 года):
- — индекс промышленного производства составил 85,9%;
в том числе
- — производство пищевых продуктов — 77,3%;
- — производство мебели — 83,7%;
- — химическое производство – 72,3%;
- — производство резиновых и пластмассовых изделий – 67,5%;
- — металлургическое производство – 80,1%;
- — производство электроэнергии, газа, пара и горячей воды – 97,1%.
Надо отметить, что сложившаяся в городе ситуация характеризуется преобладанием устойчивой положительной динамики основных показателей социально-экономического развития.
Социально-экономическое развитие муниципального образования город Балаково на плановый период 2013 -2015 годов прогнозируется исходя из ориентиров и приоритетов государственной экономической политики, задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию.
Базовый вариант развития предусматривает сохранение позитивных тенденций восстановления экономики.
Наиболее интегрированным показателем социального благополучия является демографическая ситуация. Динамика демографических процессов за январь – сентябрь 2012 года свидетельствует, что коэффициент рождаемости на 1000 населения на 2,6 пункта ниже коэффициента смертности, но надо отметить, что за аналогичный период прошлого года данный коэффициент был ниже на 4,2 пункта. Демографические программы, принятые в прошлом десятилетии, работают. Оценка 2012 года и плановые показатели 2013-2015 годов определены с учетом улучшения демографической ситуации. Коэффициент рождаемости увеличивается на 0,1 пункта, коэффициент смертности остается на уровне.
На финансовое состояние муниципального образования город Балаково оказывают действия предприятий, зарегистрированных на его территории. В январе — октябре 2012 года сальдированный финансовый результат крупных и средних организаций по г. Балаково сложился положительным и составил более
1 млрд. рублей. Финансовый результат выше уровня аналогичного периода прошлого года в 2,6 раза. По оценке 2012 года сальдированный финансовый результат крупных и средних организаций по г. Балаково составит в пределах 1,2 млрд. рублей. Плановые показатели 2013-2015 годов определены с учетом роста на дефлятор соответствующих годов (2013 год — 6,2%, 2014 год — 5,2%, 2015 год – 4,9%).
Позитивная тенденция роста отмечена в области инвестиционной политики: всего в экономике за январь-октябрь 2012 года освоено 7,5 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что составило 128,7% (в сопоставимых ценах) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост обеспечивает металлургическое производство. По итогам 2012 года планируется освоить около 8 млрд. рублей. Плановые показатели 2013-2015 годов определены следующим образом:
2013 год-рост объема инвестиций в основной капитал составит 5,9%
2014 год -7,1%
2015 год — 6,6%
По-прежнему хорошо развивается и строительная отрасль. Общий объем строительных работ превысил освоенные объемы работ января – октября прошлого года на 26,2% и составил 4,2 млрд. рублей. Оценка 2012 года составит 5 млрд. рублей. Плановые показатели 2013-2015 годов определены следующим образом:
2013 год — рост объема работ в строительстве на 7,9%
2014 год -7,5%
2015 год — 7,1%
Развитие строительной отрасли позволяет начать решение жилищной проблемы. За январь-октябрь 2012 года ввод жилых домов увеличился на 31,0%. Рост по оценке 2012 года составит 16,7% (ввод 58,1 тыс.кв. м. общей площади).
2013 год — ввод жилых домов увеличится на 1,2%.
2014 год -1,2%.
2015 год – 1,3%
Среднемесячная начисленная заработная плата по крупным и средним организациям за январь – октябрь составила 18054 рубля (117,3% к январю-октябрю 2011 года). По итогам 2012 года среднемесячная заработная плата по крупным и средним организациям составит порядка 18500 рублей. Плановые показатели 2013-2015 годов определены следующим образом:
2013 год — прирост среднемесячной заработной платы по полному кругу предприятий к 2012 году составит 10,2% .
2014 год —11,8%.
2015 год — 11,7%
В 2012 году на фоне более низкой инфляции (103,9% против 106%), а также с учетом реализации мер по увеличению оплаты труда в бюджетном секторе, рост реальной заработной платы ожидается выше, чем прогнозировался ранее – 12,9%. Плановые показатели 2013-2015 годов определены следующим образом:
2013 год — превышение реальной заработной платы составит 3,8% по отношению к 2012 году.
2014 год —6,3%
2015 год — 6,5%
Повышение доходов населения влечет за собой рост оборота розничной торговли. Оценка 2012 года составит 16,9 млрд. рублей (117% к уровню прошлого года). Плановые показатели 2013-2015 годов определены следующим образом:
2013 год — оборот розничной торговли возрастет на 11%
2014 год -10,7%
2015 год – 10,4%
В действующих ценах объем отгруженных товаров собственного производства за январь-октябрь составил 24,9 млрд. руб., по оценке 2012 года данный объем увеличится до 29,9 млрд. руб., что на 8,7% выше уровня 2011 года (2011 год — 27,5 млрд. руб.). Плановые показатели 2013-2015 годов определены следующим образом:
2013 год — объем отгруженных товаров собственного производства в действующих ценах прогнозируется в размере 32,5 млрд. руб. (108,7% к 2012 году).
2014 год — 35 млрд. руб. (107,7% к 2013 году)
2015 год – 37,2 млрд. руб. (106,3% к 2014 году)
Основной целью налоговой политики в области доходов на 2013-2015 годы является увеличение доходного потенциала бюджета и повышение уровня собственных доходов при одновременной социальной поддержке отдельных категорий налогоплательщиков и граждан.
Источником роста бюджетных поступлений является не повышение налоговых ставок и изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, а повышение качества налогового администрирования, расширение перечня доходных источников бюджета в рамках действующего законодательства, повышение эффективности использования муниципального имущества.
Основными направлениями политики в области повышения доходного потенциала является проведение оценки эффективности налоговых льгот и планирование мероприятий по их оптимизации, проведение мероприятий по предотвращению и минимизации необоснованных возможностей для уклонения от налогообложения.
На основании изложенного в 2013 году сохраняются действующие ставки и сроки уплаты по местным налогам: налогу на имущество физических лиц и земельному налогу.
В целях минимизации выпадающих доходов от предоставления льгот по уплате налогов в бюджет города Балаково в 2013 году предоставление льгот по уплате налога на имущество физических лиц не предусматривается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
По земельному налогу сохранены социальные льготы для наиболее незащищенных слоев населения — ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны в размере 100% от суммы налога в отношении всех земельных участков некоммерческого использования, а также льгота по уплате земельного налога для пенсионеров, проживающих в индивидуальном жилом фонде в размере 50% от суммы налога в отношении земельных участков, предназначенных и используемых для индивидуального жилищного строительства. В связи с напряженной ситуацией в бюджете Балаковского муниципального по финансовому обеспечению деятельности учреждений социальной сферы, сохраняется льгота по уплате земельного налога в размере 95% от суммы налога для детских образовательных учреждений, находящихся на территории города Балаково.
В целях оказания поддержки и содействия развитию малого предпринимательства на территории города Балаково сохраняется пониженная ставка земельного налога (1%) в отношении земельных участков, занятых предприятиями торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Формирование расходов бюджета в 2013 году осуществлялось в соответствии с расходными обязательствами муниципального образования город Балаково, проектами Соглашений между органами местного самоуправления города Балаково и Балаковского района по передаче с 1 февраля 2013 года полномочий по решению вопросов местного значения с уровня города на уровень района за счет иных межбюджетных трансфертов. Передаваемые финансовые ресурсы направлены на решение приоритетных задач и сконцентрированы в первую очередь на выполнение обязательств в сферах жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, финансовом обеспечении расходов на оказание муниципальных услуг муниципальными учреждениями города Балаково.
За основу определения предельных объемов финансового обеспечения главных распорядителей средств бюджета, приняты в основном плановые назначения 2012 года с учетом индексации отдельных статей расходов.
Основными целями и задачами бюджетной политики
на 2013-2015 годы являются:
— обеспечение условий для формирования и исполнения бюджета города на 2014-2016 годы в программном формате;
— сохранение уровня налоговой нагрузки по местным налогам в планируемом году и сохранение социально-ориентированных льгот для наиболее незащищенных групп налогоплательщиков;
-создание условий для оказания качественных муниципальных услуг и обеспечения их доступности для населения;
-участие в реализации федеральных и областных целевых программ на условиях софинансирования;
— усиление работы, направленной на недопущение возникновения и снижение недоимки по налоговым и неналоговым платежам в бюджет муниципального образования город Балаково;
— обеспечение проведения мер, направленных на расширение налогооблагаемой базы муниципального образования город Балаково;
— обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса.
Все рассмотренные показатели стали основой для формирования проекта бюджета муниципального города Балаково на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов, о котором подробно расскажет следующий докладчик.